День 5. Сквозь Ури

Полным-полно грибов

Гешенен, кантон Ури. 1102 м. над уровнем моря

После победы на Чертовом мосту войска Суворова продвигались по этой долине к столице Ури - Альтдорфу. Теперь путь - плавный, все время вниз. Малинники, и полным-полно грибов, - правда, по преимуществу сыроежек.

Из Люцерна в Милан за 35 часов

Вассен, кантон Ури, 916 м. над уровнем моря

В середине 19-го века путь по Готардскому тракту из Люцерна в Милан занимал 35 часов. Как раз достаточно, чтобы обдумать, чем же затовариться из новой коллекции... Правда, в снегопады иногда приходилось ждать куда дольше. 

Бизнес-модель была бы безупречной

Вассен, кантон Ури, 916 м. над уровнем моря

Только здесь, когда вот так, пешим ходом, идешь под... над... в параллель с этим невероятным нагромождением коммуникаций, соединяющих Юг и Север Европы, можешь понять стратегическое значение "Сен-Готарда". Вся эта паутина из туннелей, мостов и автострад. Сто тысяч тонн грузов перевозится здесь каждый день! Или уже больше? Сен-Готард, этот Панамский канал Европы, явился одним из ключиков, почему ни Германия, ни Италия не напали на нейтральную Швейцарию во время второй мировой. Но верно и обратное: только действительно суверенная страна может обеспечить самостоятельный контроль над таким стратегическим узлом, как Сен-Готард. Риски, что внешние силы придут и начнут "зачищать Норьегу", есть всегда; но здесь они минимизированы.

Я шучу по этому поводу, что вообще-то Суворову не следовало бы покидать эту долину и со всем своим войском углубляться в Муотаталь, вбок, к альпийским кручам. А остался бы здесь. Установил бы первым делом таможенные посты. Объявил бы эту долину слишком важной для жизнеобеспечения Европы и предложил бы ей "протекторат". Бизнес-модель была бы безупречной... Но это шутка, конечно.

Пробки страшенные кругом

Вассен, кантон Ури,  916 м. над уровнем моря

Когда-то здесь была идиллия... Но построенные за последний век туннели буквально опутали эту деревеньку на холме. Только симпатичная церковка и торчит над всеми этими шоссе и развязками. Что ни суббота - то пробки страшенные кругом. И у швейцарцев были свои "прощания с Матерой": решения о строительстве федеральных трасс принимались на общенациональном референдуме; и, если автострада проходила через маленькие деревеньки, то их сносили... переносили... Доходы прибавились - больше стало останавливаться дальнобойщиков по пути "из варяг в греки" - то есть, в данном случае, от Балтийского или Северного морей к Средиземному. И доходы растаяли: туристы, раньше ценившие эти края за их нетронутую природу и "исконность", больше не возвращаются сюда, напуганные шумом шоссе и ухудшившейся экологией.... Вот и сейчас я, кажется, движусь пешим ходом быстрее, чем эти машины в пробке на въезде в очередной туннель.

Малинники – черничники – ежевичники

Дёрфли, кантон Ури, 510м. над уровнем моря

Симпатичная крохотная деревенька, лежащая на суворовском пути от Чертова моста к Альтдорфу. Здесь малинники сменяются густыми зарослями - ура, зрелой, вкусной! - ежевики. Вот он, путь Суворова: черничники на Сен-Готарде, малинники за Чертовым мостом, ежевичники на пути к Альтдорфу.