"Коридоры. Семь миров Высоцкого": сейчас последние дни этой выставки в Еврейском музее в Москве. Сходил. Не пожалел. Атмосферно: эпохи от 1940-х до 1980-х. Особенно, наверное, должно быть интересно иностранцам или тем, кто этих эпох и вех не застал. А я ведь кое-что вполне себе хорошо представляю: и воссозданную "кухню", и "прихожую", и "подворотню". Но, при всей выразительности художественного решения, главное тут - сам Владимир Семенович Высоцкий. Величайший, по моему глубокому убеждению, русский поэт 20-го века. "Художественная выразительность" выставочных решений его собственного голоса тут не заглушает. Потому что очень точный подбор "рифмы" к "коридорам": а именно - семи песен. По-моему, одних из лучших. "Баллада о детстве" (с наиболее рельефной темой коридоров)... "Что за дом притих"... "Весна еще вначале"... "Мой сосед объездил весь Союз...", "Канатчикова дача"... и т.д. Получился "семистишник". Каждую я уже сорок лет, как и сотни других, помню наизусть, и здесь продвинутый выставочный аудиогид мне, собственно, и ни к чему. Но все же... Конечно, я не прав. И это не голос Высоцкого - в "рифму" к выставке. А выставка, коридоры эти - рифма к творениям Высокого. Хорошо, что рифма точная.

Впрочем, не без нюансов. "Коридоры" - в наличии. И они, как в песне, приводят к стенке. И отсюда ощущение, что это очень давящие "семь комнат". А где же воздух, - тот воздух, которого так много в стихах Высоцкого? Авторы выставки говорят нам, что весь воздух выкачан: "что-то воздуху мне мало". Но ведь это не так. Или не совсем так. К этим семи комнатам должен был обязательно примыкать балкон, - не тот, конечно, который "... и балкон уронил"; и не тот, который выходит в глухую подворотню. Балкон, выходящий на простор Мира. Из которого Высоцкий не меньше, чем из подворотен детства, черпал вдохновение. Или, еще лучше, здесь - восьмой по счету - должна была быть Гора. Вершина. Которую так и не покорил. Но поднимаясь к которой, по крутым склонам (да, воображаемым, тем Поэт и отличается от скалолаза), Высоцкий дышал полной грудью. То есть должен был получиться не "семистишник", а "многогранник", да простят меня за этот невольный каламбур товарищи ученые евреи.

Еврейский музей - один из лучших музеев Москвы, сюда всегда хочется заглядывать. А вот на этот раз - особенно.

https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/koridory-sem-mirov-vysotskogo/