Что делать в Базеле зимним субботним днем? Ответ прост: идти, бежать в Fondation Beyeler на выставку Бальтюса. Бежать - потому что она на днях закрывается. Завораживающий, чувственный, ни на кого не похожий почерк Бальтюса, этого магического реалиста, этого эстета-провокатора, этого мистификатора, стоящего одинокой базальтовой скалой в живописи 20-го века, сегодня в Базеле представлен более полноохватно, чем когда бы то ни было и где бы то ни было. Хотя тоже, конечно, не без изъятий: значительная часть работ Бальтюса - у частных коллекционеров, и не каждый готов делиться. Бальтюс многие годы провел в Швейцарии, и умер здесь, вообще-то совсем недавно, в своем шале неподалеку от Монтре и Грюйера. А вот его альпийского "прогулочно-походного" полотна "Горы", которое я так люблю и у которого всегда провожу столько времени в Метрополитене, здесь нет, осталось в Нью-Йорке, как бы "за нее" Passage du Commerce-Saint-Andre, считающийся "шедевром номер один" Бальтюса. Здесь, сегодня под Базелем, приехавшая из Нью-Йорка всем известная "Тереза", ставшая лейтмотивом выставки и вынесенная, так сказать, "на обложку", и загадочные - внешне такие расслабленные,внутренне такие напряженные - Les Beaux Jours с горящим камином, написанные Бальтюсом во Фрибурге, и многочисленные котики, и многочисленные зеркала, и "поздние" котики, глядящие в зеркала... как-никак, Бальтюс - "кошачий король". (На этом месте, наверное, должен быть какой-то самый ехидный и двусмысленный смайлик).

https://www.fondationbeyeler.ch/en/exhibitions/balthus/