Вчера был на "Царе Эдипе" Софокла & Туминаса в битком набитом Вахтанговском. Годовалая постановка, еще очень свежая. Впечатлен. Особенно когда сидишь в первом ряду, а прямо на тебя катится Железный Каток Судьбы, - сценография Адомаса Яцовскиса сильная, точная, подавляющая, как этот каток. И кругом мечутся по сцене сумасшедшие с бритвою в руке, да еще и шелест гигантских черных крыл, и дева-судьба идет по следу, перекатывая щит.

Почерк Туминаса, помноженный на слова софокловы, - это надо видеть.

И слышать. Потому что греческий хор из Национального театра Греции здесь оказывается более чем уместен и аккомпанирует и Добронравову-Эдипу, и Максаковой-Иокасте, и Князеву-Тиресию, и наиболее в этом ансамбле самобытному Трамову-Креонту.

Но, with all due respect к актерам, все здесь "аккомпанируют" видению и идеям Римаса Туминаса. Вот что он говорит по поводу своего спектакля: "Прощать близким, но не прощать самому себе: в этом заключена древнейшая мораль человека, не забывающего о том, что он выглядит не достойным под взглядом небес. Сегодня таких людей почти нет. Казнить себя за собственные грехи - как это не модно! В наши дни царит чувство тотальной невинности. Если пришло несчастье, то причины его ищут где угодно, только не в себе самом: в соседях, городе, политике, правительстве, стране. Говорят: "если бы я родился в другой семье, или в другой стране, или в другое время, все было бы по-другому...".

Туминас - совершенно мой режиссер. Что бы я ни смотрел, от "Дяди Вани" и "Онегина" до сегодняшнего "Эдипа", - все в точку.