Поиск
  • Vladimir Orlov

День 62. Ольхонские шаманы

Пост обновлен 2 мая 2019 г.

Ольхон. Проект "До Байкала, вокруг него и обратно за 80 дней". Часть вторая: "Вокруг да около Байкала". Проехал 18 субъектов Российской Федерации и 10,000 км. Впереди еще как минимум 3 субъекта и 5,000 километров.


2 сентября 2017 года


Ольхонские шаманы. 10 тысяч километров моего путешествия по России позади. Но, вместо подведения промежуточных итогов (из суеверия, наверное), расскажу-ка лучше сегодня про шаманов. Потому что Байкал и особенно Ольхон - это места мистические. А какая же мистика без шамана?


В моем рассказе мне помогут материалы, любезно предоставленные Иркутским краеведческим музеем, музеем "Тальцы", а также Ангарским электрохимическим комбинатом.


Корни ольхонского шаманизма уходят в глубокую древность, во времена курыкан, когда-то населяющих берега Байкала, вытесненных монгольскими племенами и ставших прародителями современных якутов. Многие курыканские святилища стали бурятскими святилищами.


На Ольхоне особо выделяется скала Шаманка мыса Бурхан, фактически ставшая символом Байкала, которую я вам уже не раз показывал на своих фотографиях. У подножия скалы были обнаружены остатки множества жертвенных костров. По некоторым легендам, скала считалась жилищем духа-хозяина Хан-Хутэ-нойона и его жены Саксагай-Саган-хатун, дочерью бога-небожителя Саар Саган-тэнгрия. У этой пары родился в виде орла сын Ехэ-Шубуун («Большая птица»), от которого и ведут своё происхождение ольхонские буряты. Еще одно сакральное место Ольхона – его высшая точка, гора Ижимей (1276 метров). Здесь, по шаманским мифам, обитало божество грома Угутэ-нойон.


А если учесть количество шаманских захоронений, разбросанных по залесенным местам Ольхона, то весь остров можно считать одним гигантским сакральным комплексом.