Поиск
  • Vladimir Orlov

День 62. Шаман-ликбез

Пост обновлен 2 мая 2019 г.

Ольхон. Проект "До Байкала, вокруг него и обратно за 80 дней". Часть вторая: "Вокруг да около Байкала". Проехал 18 субъектов Российской Федерации и 10,000 км. Впереди еще как минимум 3 субъекта и 5,000 километров.


2 сентября 2017 года


Но давайте разберемся, кто же такие шаманы не в разговорном, а в религиозном смысле.


Слово «шаманизм» произошло от эвенкийского «шаман», «саман», что означает «исступлённый, возбуждённый человек». Буряты почитают Высшего бога Вечное Синее Небо – бога единого, творца всего видимого. Небу поклоняются люди всех родов, их просьбы и молитвы доносятся к нему с помощью шаманов. Кроме Высшего бога буряты высоко почитают высших шаманских богов – тенгри, всего их 99, все они живут на небе. Тенгри распоряжаются всеми силами и явлениями природы.

Духи – хозяева огня, вод, лесов, отдельных местностей, камней – называются эжинами. Души бурят, отличившихся чем-либо при жизни, после смерти отправляются на небо и почитаются как божества, их называют заянами.


Шаманы в зависимости от того, каким богам служат, могут быть чёрными и белыми. Чёрные шаманы посвящают себя злым духам, белые – добрым; но есть и такие шаманы, которые могут общаться и с добрыми, и со злыми духами. Шаманы и шаманки предназначены быть посредниками между людьми и божествами. Шаман испрашивает у божеств и духов благополучие и здоровье, плодородие людям и животным, удачный промысел и хорошую погоду. При несчастье шаман призывает духов на помощь, распознает причины болезней и излечивает больных, гадает, предсказывает будущее. Он, охраняя соплеменников при жизни, провожает их души в загробный мир.


Шаманами рождаются, или шаманами становятся. Возможны оба варианта. То есть: "по наследству" или в случае обнаружения особых склонностей. Шаманское призвание проявляется обычно еще в отрочестве и выражается в вещих снах, галлюцинациях, припадках, обмороках, в разговорах с духами, не видимых для окружающих.


Некоторое время будущий шаман должен пребывать в роли ученика какого-либо старого, опытного шамана. Во время совершения религиозных обрядов молодой шаман запоминает обращения к божествам, учится понимать знаки при гаданиях на бараньей лопате, познает искусство врачевания. Как знак достоинства он получает кнут с кнутовищем, к которому привязываются разноцветные ленты, шкурки животных и колокольчик. В это время ученик шамана носит звание кнутовщик – минаши. Когда курс наук усвоен, назначается обряд посвящения.

Обряд посвящения – дорогостоящая и сложная церемония, являющаяся родовым делом, так как шаман как член рода представляет собой родовое достояние. раньше за несколько дней до посвящения молодой шаман запрягал в телегу лошадь, ставил берёзу, на которой навешаны платки, и начинал объезд всех улусов своего рода. Он входил в юрты, принимая от хозяев тарасун и деньги (в зависимости от родства от 1 до 10 рублей). На собранные деньги покупались вино и часть жертвенных животных. Другая часть приобреталась сородичами и приезжавшими на церемонию людьми.


В день совершения обряда ранним утром посвящаемый едет в священную рощу – шаманку, где срубает необходимое количество берез. Эжтну, духу – хозяину рощи, приносится жертва – баран, которого закалывают в роще. Срубленные березки расставляются в улусе шамана в строго определенном порядке. Одна из берез средней величины ставится в доме будущего шамана, основание её закапывают в землю около очага, верхушка выходит в дымовое отверстие.

Эта березка символизирует дверь в Верхний мир. Между верхушкой березы и установленной недалеко от юрты лестницей на высоте 2-3 саженей протягивают шнурок, сплетенный из трех ниток – белой, синей и красной. Он символизирует«радугу», по которой шаман взойдет к небожителям. Для поддержки радуги ставят в ряд еще девять берёзок, на которых навешиваются шкурки зверей – помощников шамана.


В церемонии посвящения участвуют только мужчины, женщины наблюдают издалека. Заклание животных производится по старинной методике: после того как им смазывают саламатом губы и лоб, разрезают кожу над грудной костью, просовывают руку внутрь и разрывают аорту, сжимая сердце. Мясо животных варят, кости заворачивают в солому и с помощью жгутов из соломы привязывают к березе. Во время камлания шаман падает в припадке, а его душа улетает в Верхний мир для общения с духами.


От обычных людей шаман внешне мало чем отличается. Он так же может иметь семью и вести своё хозяйство, - если, конечно, у него на это остается время после многочисленных ритуалов.